Программа «Школьный экологический мониторинг»

Базовый курс обучения Естественнонаучного общества учащихся (ЕНОУ). Учебно-исследовательская программа.

Школьный экологический мониторинг (ШЭМ)

Экологический мониторинг предполагает комплексную систему наблюдений (слежения), оценки и прогноза изменений состояния природной среды под влиянием естественных и антропогенных факторов.
Школьный экологический мониторинг (ШЭМ) — это процесс наблюдений за изменениями, происходящими на исследуемой территории, микрорайоне, населенном пункте и др. с последующей их оценкой, обсуждением и выработкой мер, направленных на осуществление экологических решений. Школьный экологический мониторинг предполагает исследование экосистемы территории на долгосрочной основе. В этом его основное отличие от различных форм экологических практикумов. Материал школьного экологического мониторинга, накопленный в течение нескольких лет, создает базу для эффективного экологического образования учащихся.
В результате работы Программы учащиеся обучаются различным методам исследования (наблюдения, учет, измерения и т.д.), работе с программами, составлению отчетов.

Основы школьного экологического мониторинга довольно хорошо разработаны рабочей группой под руководством Т.Я. Ашихминой (Школьный…, 2000). Нами разработано и усовершенствовано методическое сопровождение этой программы, а также использованы и другие наработки (Методы, 1999; Петухова, Яковлев, 2006). Среди них – экологический паспорт территории, методические рекомендации по заполнению экологического паспорта территории, рабочая ведомость, методические рекомендации по обследованию территории и заполнению карт-схем, а также адаптированные для учащихся среднего и старшего школьного возраста методики экологических исследований В данной работе основное внимание уделяется практической стороне этого вопроса. Известно, что урбанизированная среда довольно существенно отличается от естественной, требуя несколько иные подходы в ее изучении. Ниже нами предлагается практическая часть проведения школьного экологического мониторинга в условиях среднего города (Чебоксары).

Программа школьного экологического мониторинга в г. Чебоксары впервые была запущена в 2005-2006 годах при поддержке городского комитета по экологии. В проекте было задействовано 8 учебно-исследовательских групп, общая площадь исследуемой территории – более 550 га.
Предлагаемая нами программа ставит те же цели и задачи – создание исследовательских групп, работающих по единой программе. Однако в ней большой акцент дается на работу через интернет с задействованием программ (СасПланетаПланета Земля) для создания электронных карт, что позволит в дальнейшем использовать ГИС-технологии.

Проводимые в рамках школьного экологического мониторинга работы разделены на три части:
1. Создание базовой электронной карты в программе «Планета Земля»
1.1. Выбор территории
1.2. Прорисовка объектов по 5 группам (Школа, Микрорайон, Зеленая зона, Автотранспорт, Источники загрязнения)
2. Описательная
2.1. Создание экологического паспорта
3. Исследовательская
3.1. Выбор ключевых участков
3.2. Проведение экологического мониторинга по плану ШЭМ

Примерная тематика работ на учебный год
Осень
– План местности
– Экологический паспорт
– Выбор ключевых участков, описание
– Атмосферные явления
Зима
– Лихеноиндикация
– Транспортный поток
– Анализ снега
– Экопаспорт кабинетов
Весна
– Здоровье учащихся
– Проблема ТБО
– Биоиндикация
– Отчет по программе

До конца мая 2016 г. программа проходит апробацию. С нового учебного года программа будет максимально задействована, пройдены все заявленные темы.

Для участия в программе нужно:
1. Вступить в ЕНОУ;
2. Скачать задание (задания размещаются на сайте примерно раз в месяц)
3. Провести работу и выслать отчет

Литература:
Методы биологических и экологических исследований в работе с учащимися. Школьный экологический мониторинг: методические указания по организации научно-исследовательской работы учащихся / под общ.ред. Л.В. Егорова – Чебоксары, 1999. – 106 с.
Петухова Е.А., Яковлев В.А. О школьном экологическом мониторинге в г. Чебоксары // Модернизация современного образования: к экологической компетентности – через экологическую деятельность: Материалы V Всероссийского научно-методического семинара 8-12 ноября 2006 г. Санкт-Петербург. – СПб.: «Крисмас+», 2006. – С. 124-125.
Школьный экологический мониторинг // Под ред. Т.Я. Ашихминой. — М.: АГАР, 2000.